Методика Марии Монтессори - Childgard.ru - Найди свой детский сад!

Новости

Подбор литературы для детей разного возраста

На сегодняшний день существует огромное количество детской литературы для любого возраста. Выбор достаточно широк. Но, несмотря на широкий ассортимент, бывает сложно подобрать хорошую литературу. Как сделать правильный выбор, мы вам подскажем в данной ст

Учим малыша одеваться самостоятельно

Мы привыкаем одевать малышей, застегивать им все пуговицы, завязывать шнурочки и совсем забываем о том, что все это ребенок должен научиться делать сам. А как нелегко потом придется ребенку в детском саду, когда рядом не будет заботливой мамы! Чтобы одева

Методика Марии Монтессори

06.03.2013

С этой удивительной женщины, талантливого педиатра и настоящего гения педагогики мы начнем нашу серию статей о методиках воспитания и развития детей, которые существуют в мире. Знать суть таких методик необходимо каждому родителю. Ведь сегодня почти в каждом детском саду вам торжественно провозгласят, по какой методике воспитывают ваших детей. А вот проверить соответствие теории с практикой смогут только подкованные в педагогике родители. Да и просто расширить свой педагогический кругозор никогда не помешает.

Кто такая Мария Монтессори?

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани.

В строгой католической Италии второй половины 19 века женщине не обязательно было получать образование. Однако Мария с детства проявляла незаурядные способности. В 12 лет она, преодолев все преграды, была принята в техническую школу для юношей. Особые таланты проявились у нее в математике и естественных науках. Поэтому, когда пришло время делать профессиональный выбор, Мария Монтессори решила стать детским врачом. Однако в то время в Италии медицина была привилегией мужчин. Но Мария все равно поступает на медицинский факультет Римского университета, и спустя пару лет получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину. В 26 лет она становится первой в Италии женщиной-врачом. 

Будучи студенткой университета, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, стала одним из лидеров движения за равноправие женщин и была выдвинута делегатом Международного конгресса женщин в Берлине. 

Работая ассистенткой врача в университетской клинике, М. Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет основополагающим пунктом ее педагогической системы. 

М. Монтессори, проникнувшись проблемами детей-инвалидов, изучает труды французских психиатров Э. Сегена и Г. Итара, переводит их на итальянский. Она приходит к пониманию того, что проблемы этих детей - скорее педагогические, а не медицинские, и с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах. Но даже этот вполне логичный вывод шел вразрез с общественной моралью. 

Мария Монтессори глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. В институте экспериментальной психологии при Римском университете она начинает вести свои научные исследования, сконцентрировав свое внимание на природных факторах и окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время у нее формируются основы ее будущей педагогической системы. 

В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту в выставочном павильоне. 

Монтессори-движение растет и развивается по всему миру. 
В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI- Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу. 

В России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. 

Спасаясь от преследований недовольных политиков, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию, где вынужденно проведет с сыном семь долгих лет. Им, как представителям Италии – страны, которая во второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. М. Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую деятельность. 

В Европу Мария Монтессори вернулась в возрасте 76 лет, сразу после войны. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы. 
Последние годы М. Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. 
В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук. 
6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвийк, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. 
После ее смерти АMI возглавляли сын Марио, внук Марио, а затем внучка Ренильде Монтессори. В настоящее время Международную Монтессори-Ассоциацию возглавляет Андре Роберфройд (Andre Roberfroid). 

Суть методики Монтессори

Мы недаром так много времени посвятили этой женщине. Ведь она настоящий революционер педагогики, посвятивший свою жизнь детям, их воспитанию и развитию.

Смысл системы Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь. Мария Монтессори наблюдала за детьми в свободной, непринужденной обстановке; не тестируя их, она определяла базисные потребности каждого в самых разнообразных сферах: в стремлении к любви, уважению, в интересе к окружающему миру, во вкусовых предпочтениях.

По мнению Монтессори, в процессе развития ребенка можно выделить определенные этапы. 

Первый этап – от рождения до шести лет. В этот период ребенок обладает "впитывающим" сознанием, почти исчезнувшим у взрослых. Дети учатся узнавать окружающий мир, понимать и приспосабливаться к нему. Происходит формирование основ их интеллекта, создаются некие прообразы будущего религиозного чувства, национального и социального самосознания. 
К году малыши умеют различать людей и окружающие их предметы. Маме нужно только показать способ манипуляции с ними. В этот период ребенок сам формирует основу своего интеллекта. "Природа словно сохраняет каждого малыша от воздействия человеческого знания, отдавая предпочтение тому внутреннему наставнику, что руководит им", – пишет Мария Монтессори. Достигнутые успехи так велики, что в три года ребенка уже можно признать сформировавшимся человеком. Обучение в этом возрасте – естественный процесс, стихийно развивающийся в человеке не в результате объяснения старших, а на основе собственного опыта. Стало быть, задача воспитателя – не объяснять изучаемый материал, а сформировать у ребенка серию мотивировок культурной деятельности в специально подготовленной обстановке. 
Несмотря на разнообразие своих проявлений, тип умственной деятельности в период от рождения до 6 лет остается единым. Этому возрасту свойственна глубокая трансформация личности, и в 6 лет ребенок становится настолько разумным, что уже готов к обучению в школе.

Абсорбирующий разум или второй этап – от шести до двенадцати лет – характеризуется развитием без резких качественных изменений. Только физический рост весьма очевиден, а с точки зрения психики это период спокойный, безмятежный и устойчивый. Он наиболее благоприятен для усвоения основополагающих категорий культуры, так как в этом возрасте ребенок способен нести требуемую школой умственную нагрузку: он понимает то, что говорит учитель, и у него хватает усидчивости, чтобы выслушивать и усваивать. 

Третий период – от двенадцати до восемнадцати лет – своими бурными трансформациями напоминает первый этап. Физическое развитие достигает зрелости, складывается новый тип психики. После восемнадцати лет человек может считаться полностью подготовленным к жизни. 
Но готов ли он? И почему столько дипломированных молодых людей не способны работать по специальности? 
Мария Монтессори и многие психологи вслед за ней изучали эту проблему и пришли к выводу, что наиболее важный отрезок жизни приходится не на студенческие годы, а скорее на первый период, от рождения до шести лет, поскольку именно тогда формируется человеческая индивидуальность. 
У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. При помощи того, что его окружает, ребенок создает собственную "умственную плоть". Монтессори назвала это "абсорбирующим разумом", когда впечатления как бы сливаются с человеком. 
Так, в беззаботной жизни, прыгая и играя, малыш выучивает язык во всех его грамматических тонкостях. Гуляя, не прикладывая никаких усилий, он познает самые разные вещи и надежно удерживает в памяти полученные знания. Окруженный любовью и радостью, узнает обо всем непреднамеренно, постепенно переходя от неосознанности к осознанию. 

Движения – вот еще одно из чудесных достижений ребенка. Овладевает он ими в соответствии с особенностями конкретного периода его развития. К моменту, когда малыш начинает двигаться, его "абсорбирующий разум" уже создает собственную среду, подчиненную неосознанному психическому развитию. И совершая первые движения, он это неосознанное превращает в сознательное. Трехлетний ребенок играет всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он вводит в свое сознание то, что его разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда ребенок делает себя "сознательным", творит из себя Человека. Задача взрослых состоит не в том, чтобы обучать, но чтобы помогать ребенку в его работе над своим развитием.

Понимание приходит с опытом

Большая часть материалов посвящена "космическому воспитанию ребенка", то есть развитию его самосознания. Мария Монтессори на основании своего многолетнего опыта создала комплекс упражнений с дидактическим материалом, способствующим развитию органов чувств, речи и письма, освоению навыков практической жизни.

Некоторые упражнения системы Монтессори

ПИСЬМО НА МАНКЕ

Возраст: 4–5 лет.

Цель упражнения: Подготовка ребенка к письму. Утончение мелкой моторики.

Материал: Набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой, тонкая палочка или деревянная спица.

Описание работы: Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он начинает работу с обведения двумя пальцами шершавой буквы на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Его можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания.
То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

КНИЖКА С КАРТИНКОЙ И СЛОВОМ

Возраст: 4 года.

Цель упражнения: Ребенок сопоставляет картинку и слово. Интуитивное чтение с попыткой осмысления прочитанного в книге.

Материал: Книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой – словом написано его название. Книжечка может быть не одна, но все они розового цвета. Слова в них простые, как и во всей серии, и лучше, если собраны в группы: «фрукты», «овощи», «цветы» и т.д.

Описание работы: Ребенок берет книжку, прочитывает слово на каждой странице и сопоставляет его с картинкой. Он впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему дается это легко.

УЗНАЙ БУКВУ

Возраст: 4–5 лет.

Цель упражнения: Уточнение тактильного чувства. Соотнесение тактильного образа со зрительным и акустическим. Подготовка к письму.

Материал: Картонные таблички (дощечки) с наклеенными на них шершавыми буквами. Шрифт письменный. Платок для завязывания глаз.

Описание работы: Ребенок кладет перед собой несколько табличек и завязывает платком глаза. Ощупывая шершавые буквы на табличках, он пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляет кто-то из детей или воспитатель.