Многие родители сталкиваются с нежеланием своего чада посещать детский садик. Этому всегда есть причина. Родителям в данном случае необходимо переквалифицироваться в психолога и запастись терпением. 

Каждый ребенок – уникален. С годами люди учатся контролировать себя и надевать «маски», но в детских глазах и поступках можно увидеть только истинные переживания, если они имеются. Одной из основных проблем является знакомство ребенка с детским садом, которое не у всех проходит гладко. 

Для начала родителям нужно четко уяснить, что ребенок имеет полное право не хотеть идти в это учреждение и высказывать это различными способами: словами, поступками, мимикой, слезами. Не стоит оперативно реагировать на изменчивое настроение ребенка и оставлять его дома по первому зову. Это, во-первых, отрицательно скажется на вашей работе, а во-вторых, не научит ребенка справляться с трудностями, прохождению стадии социализации в обществе и выработке определенной манеры поведения с другими детьми. С другой стороны, ни в коем случае нельзя терять контроль над собой и тащить чадо в сад насильно, при этом еще и ругая его. Это грозит развитием комплексов неполноценности и замкнутости у малыша. 

Найти причину

Для того чтобы решить эту проблему, необходимо найти причину нежелания ребенка посещать детсад. В каждом случае – свои обстоятельства, но все-таки есть несколько распространенных причин. 

1. Взаимодействие с детьми 

Любая мелкая ссора между детьми, причиной которой может стать любимая игрушка или игра, может привести к желанию убежать от проблемы. Если спроектировать это на взрослых, то это сравнимо с неудачей на работе (оплошностью, ошибкой, сдвигом графика выполнения работ и т.д.). Первым делом хочется… убежать от проблемы и не возвращаться к ней. Если взрослому легче убедить себя в том, что такое поведение непозволительно, то для ребенка это – настоящий стресс. 

Если вы подозреваете, что причина кроется именно в ссоре с детьми, то необходимо узнать все подробности «катастрофы». Вопрос «в лоб» не подействует в 90% случаях. Поэтому придется прибегнуть к хитрости. Расскажите малышу о своих походах в детский сад и о трудностях, с которыми вы сталкивались. Например, как поссорились с лучшей подружкой (другом) и несколько дней не разговаривали. А потом расскажите о том, как здорово было помириться и снова начать дружить, так как без друга (подруги) в садике находиться очень сложно. Если ребенок не хочет мириться и делать первый шаг, вы можете посодействовать ему. Но только в том случае, если друг или подружка действительно этого заслуживают и не обижают ваше чадо. Постарайтесь подружиться с теми детьми, с которыми близко живете. Пригласите их в гости в выходные, займите коллективной игрой. Стройте социум своими руками. 

Иногда коллектив просто игнорирует ребенка или дразнит его. Когда социум объединяется против одного ребенка (или нескольких), то эта проблема куда хуже первой и может иметь самый непредвиденный исход. В данном случае постарайтесь помочь ребенку высказаться. Иногда не нужны слова, чтобы понять внутренние проблемы малыша. Предложите ему сыграть дома в детский сад. Возьмите достаточное количество кукол для обозначения коллектива и воспитателей, дайте каждой кукле имя ребенка из группы и попросите охарактеризовать их. А далее просто обратитесь в слух. В рассказе малыш обязательно «проговорится» о его отношении к коллективу и наоборот. 

В детском сообществе всегда найдется «черный» лидер или драчун. Зачастую в группах встречаются особо активные и агрессивные дети, которые хотят заявить о себе любыми способами. Иногда это могут быть фантазерские истории или хвастанье своими дорогими игрушками, но иногда дети предпочитают обращать на себя внимание при помощи физической силы. Если в группе завелся маленький хулиган (хулиганка), тогда берите инициативу в свои руки. Жалоба воспитателю будет практически бесполезна, ведь и они видят далеко не все, что происходит с детьми. Для начала жестко поговорите с обидчиком, а потом и с его родителями (но только в отсутствии ребенка, так как защитные слова мамы и папы он будет воспринимать как похвалу). Если ситуация не меняется – лучше сменить группу или сад.

2. Взаимодействие с воспитателем

Еще одной серьезной угрозой для гармоничного развития ребенка в детском саду могут стать сами воспитатели. Перед тем, как отдавать ребенка в сад, встретьтесь с воспитателем тет-а-тет и желательно, чтобы первая встреча не стала единственной. Постарайтесь наладить контакт с работниками сада, вывести их из состояния работы «на автомате». Не пропускайте родительские встречи, подпишитесь на проведение нескольких утренников, давайте понять, что Вас интересует жизнь учреждения. 

Не стоит приходить и заявлять: «Мой ребенок самый лучший» или «Ему нужно уделять больше внимания». Начните с себя, уделите больше внимания саду и Вы получите ответную реакцию. На добро люди зачастую отвечают тем же. 

Но не всегда. Если Вы замечаете, что ребенок начал ходить в сад «за здравие», а продолжает «за упокой», то возможно ему просто скучно или же воспитатель практически не занимается группой.

Если Вы видите, что воспитатель мило улыбается и говорит, что все будет нормально, а ребенок продолжает приходить домой и просыпаться со слезами на глазах, между делом говоря что-нибудь про воспитателя, тогда следует подумать о смене детского сада. Иногда до взрослых достучаться гораздо сложнее, чем до детей. 

3. Личный дискомфорт

Помимо внешних раздражителей, коими на первоначальном уровне являются другие дети и воспитатели, ребенок может отказываться от похода в садик по личным причинам, связанным с дискомфортом, который он испытывает при нахождении там. 

Вот некоторые из них: 

Послеобеденный сон

Далеко не каждый ребенок может без усилия лечь спать после приема пищи. Как правило, такие трудности возникают на последних годах посещения сада. Кто-то из детей не успевает устать за полдня и ворочается в кровати, мучаясь от скуки. У кого-то организм устроен так, что клонить в сон начинает через полчаса – час после еды, а кому-то просто не нравится ощущение – засыпать на полный желудок. 

Если ваш ребенок не спит после обеда – это не значит, что он нарушает правила. Это значит, что нужно найти к нему другой подход, чем-то занять на время тихого часа и не принуждать насильно ко сну. А если в группе таких детей несколько, то проблема может решиться сама собой. В противном случае, те дети, которые не могут заснуть и ворочаются в кроватях, просто будут мешать отдыху других. В итоге – почти все невыспавшиеся, а виноват тот, кто «не как все». 

Страх

Иногда ребенка что-то пугает в саду. Это могут быть предметы, места или помещения в саду, какая-нибудь непонравившаяся книга, постоянно находящаяся на глазах, или же сами люди. Возможно, кто-то из детей любит рассказывать страшилки или пугать детей. А может быть воспитатель, организуя детей на что-то коллективное, использует неверные мотивы для стимуляции. Необходимо выяснить причину путем разговора с ребенком или игрой: на куклах, в рисунках и т.д. 

Один в толпе

Далеко не каждый ребенок способен находиться в толпе целый день. Ведь в садике дети даже в туалет могут ходить вместе. Что уж говорить о приемах пищи, прогулках по территории или послеобеденном сне. Малышу может не хватать личного пространства и уединения. Особенно, если в семье он – один ребенок, и кроме родителей в дом почти никто не приходит. Это осложняет механизм социализации личности и неблагоприятно влияет на состояние ребенка в саду. Чтобы решить эту проблему, старайтесь постепенно увеличивать время препровождения чада в садике и обратитесь за помощью к детскому психологу. 

Моральная поддержка 

Какие бы истерики дети не закатывали, как бы громко не кричали о своем нежелании идти в садик, никогда не ругайте их за это! Срывая злость или теряя контроль над собой, вы просто подталкиваете сына или дочь на полное закрытие от мира. Через такой барьер не смогут просочиться даже родители. Доверие вашего ребенка потерять очень просто, а заслужить его снова – очень сложно.

Попробуйте заинтересовать малыша походом в садик. Для этого могут сгодиться различные причины: 

Интересная дорога до садика

Приобщайте ребенка к спорту – и вы убьете сразу двух зайцев. Разработайте маршрут поездки до садика на велосипеде, самокате или роликах. Также можно организовать виртуальное соревнование: кто быстрее доберется до садика — ваш ребенок или же другая девочка (мальчик) из группы? Как правило, стимуляция соперничества между детьми имеет действенную отдачу.
Также вы можете превратить дорогу до садика в захватывающие приключения. Например, погоня за сказочным персонажем или спасение мира (например, дайте ребенку «золотой ключик» и скажите, что если вы не успеете прибыть к дверям садика в срок и вставить ключ в скважину, то случится что-то такое, чего вы допустить не можете). 

Включайте фантазию, перенеситесь в детство, получайте удовольствие от игр, превратите поход в садик в настоящее путешествие! А после прихода ваше чадо всем поведает, как он с мамой или папой только что спас мир или одолел разбойника! Это будет еще одним стимулом идти в садик, о котором мы расскажем ниже. 

Поделиться впечатлениями или предметами

Довольно сильной стимуляцией похода в ясли или сад могут стать впечатления, которыми ребенок спешит поделиться с друзьями. Например, как вы вчера ходили в зоопарк или как он выиграл приз, обогнав родителей в скорости поедания каши. 

Если вы купили чаду новую игрушку или книгу, не запрещайте ему взять ее с собой и показать другим – для ребенка это предмет гордости! И если этот предмет гордости будет лежать дома, то и ребенок захочет остаться именно там. Перенесите положительные эмоции от купленного предмета из дома в садик и тогда детишки не захотят расставаться даже в конце дня! 

Садик для ребенка – как работа для взрослого

Эту фразу можно трактовать двусмысленно. С одной стороны, как тяжелое бремя, которое необходимо тащить на себе, потому что «так надо», а с другой стороны… подражание взрослым! 

Почти каждый ребенок мечтает о том, как бы побыстрее вырасти и делать то, что делают мама и папа. Почему бы не дать ему такую возможность! Объясните чаду, что детский садик – это его работа, занятие на несколько лет, прямо как у мамы и папы. Это вселит ему уверенность и гордость, потому что он прямо как взрослый ходит на работу!

Только не стоит оперировать фразой, что садик – это работа в отрицательном ключе. Иначе вы выработаете у ребенка хроническую нелюбовь не только к садику, но и неправильное отношение к будущей работе. 

Привилегии за садик

Многие родители предпочитают заключать с ребенком своеобразный договор, суть которого заключается в следующем: ребенок ходит в сад, а родители за это разрешают ему что-либо делать или покупают вкусности или игрушки. Например, собираясь в садик, наденьте на ребенка  резиновые сапожки и дайте ему возможность попрыгать по лужам! Или, возвращаясь домой, проложите маршрут через любимое место ребенка (фонтанчик, песочницу, двор, где живет подружка или друг из другой группы). 

Что бы ни случилось, помните: всегда можно найти выход из положения или в крайнем случае сменить коллектив. Безусловно, новые друзья и воспитатели – это стресс, но пускать все на самотек и ждать, пока все устаканится (если дело серьезное) – не стоит.