Работа воспитателя действительно очень трудна и неблагодарна. Сложно справиться с десятком кричащих детей и попутно находить к каждому из них подход. Дети в данном случае являются лучшими оценщиками. Ведь они побегут только к доброй и хорошей воспитательнице. Так какой же должна быть идеальная воспитательница и как это понять не обжигаясь?

Настоящий воспитатель – это дар. Он всегда знает, как увлечь и занять малыша, как помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Поэтому, если у вас есть возможность, попробуйте понаблюдать за этими тонкими и важными моментами. Все дети тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Такие воспитатели всегда пользуются особой популярностью среди детей. Искренность – пожалуй, самое главное качество любого воспитателя, ведь это главная форма общения с детьми. 

Считается, что воспитатель должен пройти хотя бы краткий курс по детской психологии. Однако как показывает практика, сам факт прохождения данного курса еще не является залогом успеха. Напротив, многие воспитатели от Бога справляются со своими задачами и без различных тренингов. Поэтому, обратите внимание не на наличие «бумажек», а на то, каков из воспитателя психолог на деле. Большинство поступков детей обусловлены возрастными изменениями их психики. А значит, настоящий педагог должен суметь определить индивидуальные способности каждого малыша. Даже к самому трудному карапузу можно и нужно подбирать необходимый «ключик». 

Плохой воспитатель – это не пунктуальный воспитатель. Его рабочий день начинается с 7 часов утра и длится шесть часов. Затем на смену должен прийти другой воспитатель. Случается и так, что одном человеку приходится работать по 12 часов. К сожалению, такой график снижает продуктивность и внимательность человека, что нежелательно. Ведь воспитательница должна проводить ежедневные занятия, на подготовку к которым у нее может элементарно не хватать времени. 

Внешний вид воспитательницы также не должен вызывать каких-либо нареканий. Не страшно если она является приверженцем какой-либо субкультуры, или глубоко верующей мусульманкой. Однако в нашем государстве проявление своих религиозных мировоззрений на работе не приветствуется. Ваш ребенок должен видеть обычного человека, с которым он встретится и на улице. 

Хороший воспитатель не должен забывать о дисциплине, режиме и других организующих факторах. Формировать у детей усидчивость и трудолюбие необходимо с самого раннего возраста. Кто как не воспитательница сможет это сделать мягко и ненавязчиво, в форме игры? Наконец, важнейшим качеством является любовь к детям. Если этого нет – как ни крути, а хорошего педагога из этого человека не выйдет.

Для особо дотошных и внимательных родителей приведем должностную инструкцию воспитателя, исходя из которой можно предъявлять претензии к воспитателю, если таковые у вас имеются.

Должностная инструкция воспитателя 

1. Общие положения

1.1. На должность воспитателя принимаются лица со средним специальным или высшим образованием, имеющие медицинское заключение.

Воспитатель:

1.2. Подчиняется заведующему детским садом.

1.3. Работает непосредственно под руководством старшего воспитателя.

1.4. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.

1.5. Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.

1.6. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.

1.7. Продолжительность рабочей недели — 36 часов, работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.

1.8. Продолжительность ежегодного очередного отпуска — 42 календарных дня.

1.9. Соблюдает трудовую дисциплину.

2. Должностные обязанности.

2.1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.

2.2. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом учреждения регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни.

2.3. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения. Тщательно готовится к проведению занятий.

2.4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.

2.5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.

2.6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.

2.7. Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.

2.8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.

2.9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

2.10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.

2.11. Заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни.

2.12. Проходит медицинский осмотр строго по графику.

2.13. Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

2.14. Своевременно и четко ведет документацию воспитателя.

2.15. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.

2.16. На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.

2.17. Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.

2.18. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.

2.19. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группе.

2.20. При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.

2.21. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.

2.22. Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.

3. Воспитатель должен знать

3.1. Конвенцию о правах ребенка.

3.2. Основные государственные законы.

3.3. Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические нормы.

3.4. Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену.

3.5. Основы доврачебной медицинской помощи.

3.6. Теорию и методику воспитательной работы.

3.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

3.8. Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.

4. Права

Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность

5.1. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении.

5.2. Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.