С этой удивительной женщины, талантливого педиатра и настоящего гения педагогики мы начнем нашу серию статей о методиках воспитания и развития детей, которые существуют в мире. Знать суть таких методик необходимо каждому родителю. Ведь сегодня почти в каждом детском саду вам торжественно провозгласят, по какой методике воспитывают ваших детей. А вот проверить соответствие теории с практикой смогут только подкованные в педагогике родители. Да и просто расширить свой педагогический кругозор никогда не помешает.

Кто такая Мария Монтессори?

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани.

В строгой католической Италии второй половины 19 века женщине не обязательно было получать образование. Однако Мария с детства проявляла незаурядные способности. В 12 лет она, преодолев все преграды, была принята в техническую школу для юношей. Особые таланты проявились у нее в математике и естественных науках. Поэтому, когда пришло время делать профессиональный выбор, Мария Монтессори решила стать детским врачом. Однако в то время в Италии медицина была привилегией мужчин. Но Мария все равно поступает на медицинский факультет Римского университета, и спустя пару лет получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину. В 26 лет она становится первой в Италии женщиной-врачом. 

Будучи студенткой университета, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, стала одним из лидеров движения за равноправие женщин и была выдвинута делегатом Международного конгресса женщин в Берлине. 

Работая ассистенткой врача в университетской клинике, М. Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет основополагающим пунктом ее педагогической системы. 

М. Монтессори, проникнувшись проблемами детей-инвалидов, изучает труды французских психиатров Э. Сегена и Г. Итара, переводит их на итальянский. Она приходит к пониманию того, что проблемы этих детей — скорее педагогические, а не медицинские, и с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах. Но даже этот вполне логичный вывод шел вразрез с общественной моралью. 

Мария Монтессори глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. В институте экспериментальной психологии при Римском университете она начинает вести свои научные исследования, сконцентрировав свое внимание на природных факторах и окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время у нее формируются основы ее будущей педагогической системы. 

В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту в выставочном павильоне. 

Монтессори-движение растет и развивается по всему миру.
В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI- Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу. 

В России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. 

Спасаясь от преследований недовольных политиков, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию, где вынужденно проведет с сыном семь долгих лет. Им, как представителям Италии – страны, которая во второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. М. Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую деятельность. 

В Европу Мария Монтессори вернулась в возрасте 76 лет, сразу после войны. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы.
Последние годы М. Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию.
В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук.
6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвийк, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище.
После ее смерти АMI возглавляли сын Марио, внук Марио, а затем внучка Ренильде Монтессори. В настоящее время Международную Монтессори-Ассоциацию возглавляет Андре Роберфройд (Andre Roberfroid). 

Суть методики Монтессори

Мы недаром так много времени посвятили этой женщине. Ведь она настоящий революционер педагогики, посвятивший свою жизнь детям, их воспитанию и развитию.

Смысл системы Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь. Мария Монтессори наблюдала за детьми в свободной, непринужденной обстановке; не тестируя их, она определяла базисные потребности каждого в самых разнообразных сферах: в стремлении к любви, уважению, в интересе к окружающему миру, во вкусовых предпочтениях.

По мнению Монтессори, в процессе развития ребенка можно выделить определенные этапы.

Первый этап – от рождения до шести лет. В этот период ребенок обладает «впитывающим» сознанием, почти исчезнувшим у взрослых. Дети учатся узнавать окружающий мир, понимать и приспосабливаться к нему. Происходит формирование основ их интеллекта, создаются некие прообразы будущего религиозного чувства, национального и социального самосознания.
К году малыши умеют различать людей и окружающие их предметы. Маме нужно только показать способ манипуляции с ними. В этот период ребенок сам формирует основу своего интеллекта. «Природа словно сохраняет каждого малыша от воздействия человеческого знания, отдавая предпочтение тому внутреннему наставнику, что руководит им», – пишет Мария Монтессори. Достигнутые успехи так велики, что в три года ребенка уже можно признать сформировавшимся человеком. Обучение в этом возрасте – естественный процесс, стихийно развивающийся в человеке не в результате объяснения старших, а на основе собственного опыта. Стало быть, задача воспитателя – не объяснять изучаемый материал, а сформировать у ребенка серию мотивировок культурной деятельности в специально подготовленной обстановке.
Несмотря на разнообразие своих проявлений, тип умственной деятельности в период от рождения до 6 лет остается единым. Этому возрасту свойственна глубокая трансформация личности, и в 6 лет ребенок становится настолько разумным, что уже готов к обучению в школе.

Абсорбирующий разум или второй этап – от шести до двенадцати лет – характеризуется развитием без резких качественных изменений. Только физический рост весьма очевиден, а с точки зрения психики это период спокойный, безмятежный и устойчивый. Он наиболее благоприятен для усвоения основополагающих категорий культуры, так как в этом возрасте ребенок способен нести требуемую школой умственную нагрузку: он понимает то, что говорит учитель, и у него хватает усидчивости, чтобы выслушивать и усваивать.

Третий период – от двенадцати до восемнадцати лет – своими бурными трансформациями напоминает первый этап. Физическое развитие достигает зрелости, складывается новый тип психики. После восемнадцати лет человек может считаться полностью подготовленным к жизни.
Но готов ли он? И почему столько дипломированных молодых людей не способны работать по специальности?
Мария Монтессори и многие психологи вслед за ней изучали эту проблему и пришли к выводу, что наиболее важный отрезок жизни приходится не на студенческие годы, а скорее на первый период, от рождения до шести лет, поскольку именно тогда формируется человеческая индивидуальность.
У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. При помощи того, что его окружает, ребенок создает собственную «умственную плоть». Монтессори назвала это «абсорбирующим разумом», когда впечатления как бы сливаются с человеком.
Так, в беззаботной жизни, прыгая и играя, малыш выучивает язык во всех его грамматических тонкостях. Гуляя, не прикладывая никаких усилий, он познает самые разные вещи и надежно удерживает в памяти полученные знания. Окруженный любовью и радостью, узнает обо всем непреднамеренно, постепенно переходя от неосознанности к осознанию.

Движения – вот еще одно из чудесных достижений ребенка. Овладевает он ими в соответствии с особенностями конкретного периода его развития. К моменту, когда малыш начинает двигаться, его «абсорбирующий разум» уже создает собственную среду, подчиненную неосознанному психическому развитию. И совершая первые движения, он это неосознанное превращает в сознательное. Трехлетний ребенок играет всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он вводит в свое сознание то, что его разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда ребенок делает себя «сознательным», творит из себя Человека. Задача взрослых состоит не в том, чтобы обучать, но чтобы помогать ребенку в его работе над своим развитием.

Понимание приходит с опытом

Большая часть материалов посвящена «космическому воспитанию ребенка», то есть развитию его самосознания. Мария Монтессори на основании своего многолетнего опыта создала комплекс упражнений с дидактическим материалом, способствующим развитию органов чувств, речи и письма, освоению навыков практической жизни.

Некоторые упражнения системы Монтессори

ПИСЬМО НА МАНКЕ

Возраст: 4–5 лет.

Цель упражнения: Подготовка ребенка к письму. Утончение мелкой моторики.

Материал: Набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой, тонкая палочка или деревянная спица.

Описание работы: Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он начинает работу с обведения двумя пальцами шершавой буквы на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Его можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания.
То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

КНИЖКА С КАРТИНКОЙ И СЛОВОМ

Возраст: 4 года.

Цель упражнения: Ребенок сопоставляет картинку и слово. Интуитивное чтение с попыткой осмысления прочитанного в книге.

Материал: Книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой – словом написано его название. Книжечка может быть не одна, но все они розового цвета. Слова в них простые, как и во всей серии, и лучше, если собраны в группы: «фрукты», «овощи», «цветы» и т.д.

Описание работы: Ребенок берет книжку, прочитывает слово на каждой странице и сопоставляет его с картинкой. Он впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему дается это легко.

УЗНАЙ БУКВУ

Возраст: 4–5 лет.

Цель упражнения: Уточнение тактильного чувства. Соотнесение тактильного образа со зрительным и акустическим. Подготовка к письму.

Материал: Картонные таблички (дощечки) с наклеенными на них шершавыми буквами. Шрифт письменный. Платок для завязывания глаз.

Описание работы: Ребенок кладет перед собой несколько табличек и завязывает платком глаза. Ощупывая шершавые буквы на табличках, он пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляет кто-то из детей или воспитатель.